Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка.
Задания и упражнения на развитие процессов сенсорного восприятия детей:
На прогулке
- Слушание голосов птиц, домашних животных –развивать слуховое восприятие, знакомить со звуками, подражать им.
- Рисование палочками, на песке – учить действовать палочками по своему желанию и образцу.
- Игровоеупражнение«Узнай на ощупь» (сухой песок, вода, камушек и т. п) – учить по осязанию узнавать знакомые предметы, материал, закреплять знания о их качестве.
- Игра с мелкими игрушками, с песком – манипуляция с предметами, закрепление формы, цвета игрушек.
- Наблюдения за явлениямиприроды летом: шум ветра, дождь, ласковое солнышко, тёмная тучка. – учить ощущать на себе явления природы – солнышко пригревает, дождик смочил травку и т. д.
- Наблюдение за овощами на огороде: закрепление названий овощей, их формы, цвета. трогать овощи на ощупь, помидор гладкий, огурец колючий, развивать обоняние.
На занятиях:
- Нанизывание мелких предметов на шнур
-способствует повышению концентрации зрительного внимания ребенка;
-развивает тонкие движения пальцев рук.
В игре упражняем детей нанизывать на шнурок крупные пуговицы, шарики, колечки, бусины. Нанизывание выполняется:
-больших и малых бус (чередовать предметы по величине);
-нанизывание бусин разной формы (чередовать предметы по форме);
-нанизывание бусин разного цвета (группировать предметы по цвету и
чередовать по форме или величине).
- Игры с прищепками
— необходимы для увеличения мышечной силы пальцев рук, для развития зрительного восприятия цветов:
-закреплять умения ребёнка брать прищепку двумя пальцами, разжимать её и прикреплять на лист плотного картона, на веревку;
- Игры с песком (манкой)
-необходимы для развития тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.
Рассмотреть песок, познакомить с его свойствами тёплый, холодный, сухой, мокрый. Взять песок в горсть сухой, рассмотреть, как он сыпется, из мокрого песка можно строить постройки.
Провести ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, змейка);
Создать отпечатками ладоней, кулачков различные узоры и попытаться найти сходство полученных узоров с какими либо объектами окружающего мира, т.е. показать ребёнку, что на поверхности песка, можно рисовать пальцем или палочкой.
При этом ребёнку можно наглядно показать, что лучше рисовать на мокром песке, а не сухом; глубина рисунка зависит при работе острой или
тонкой палочкой получаются тонкие линии, а толстой толстые. Можно
предложить ребёнку нарисовать следы, дождь, геометрические фигуры,
домик.
- Игра «Чудесный мешочек»
— взрослый прячет в мешочек разные предметы. Затем ребёнок пытается на ощупь узнать, что спрятано.